Музыкальное таинство от Млады. Интервью журналу «Стена» 2011

Помню, что с раннего детства была неравнодушна к музыке, в нашей семье все ее любят: мама поет в любительском хоре, дедушка играл на гитаре, бандуре и мандолине (хоть и не был профессиональным музыкантом), бабушка тоже знала много народных песен и пела их. А вот отец увлекался рок-музыкой и постоянно покупал новые пластинки. Поэтому в нашем доме звучала музыка Beatles, Deep Purple, Queen, Dare Straits, Pink Floyd и многие другие. В дошкольный период я почти постоянно жила в живописном месте, в одном из сел, недалеко от Каменца-Подольского, у бабушки с дедушкой. Родители рассказывают, что когда мне было примерно 2 года, каждый вечер перед сном я заставляла дедушку играть мне на гитаре, чтобы хорошенько потанцевать, без этого меня не могли уложить спать. С семи лет начала посещать музыкальную школу по классу фортепиано, но еще раньше мечтала петь, быть артисткой, поэтому пела, где только возможно — в хоре музыкальной школы, а также в ВИА Дома Культуры Железнодорожников в г. Коростене Житомирской обл., где жила в течение школьных лет. Также охотно посещала разные танцевальные кружки, среди которых излюбленным был группа современного танца. Когда пришло время, это было в 1994 году, сбылась моя мечта и я поступила в КГВМУ им. Р.М. Глиера по специальности эстрадного пения. Мне повезло попасть в класс педагога — Татьяны Николаевны Руссовой. В училище очень быстро увлеклась джазовой музыкой. Помню это случилось как-то сразу и полностью, как любовь с первого взгляда, после прослушивания диска Пэта Метини. Постепенно появилось много друзей и единомышленников среди студентов эстрадно-джазового отдела, мы создавали группы, играли в клубах. С 1997 года и до конца обучения в 1999 году, была солисткой биг-бэнда КГВМУ, принимала участие в фестивалях.
Но самым большим впечатлением и толчком к совершенствованию в джазовом искусстве стала для меня встреча с известной Британской джазовой певицей Нормой Уинстон, пианистом Джоном Тейлором, саксофонистом Збигневом Намысловски и другими известными музыкантами. Это произошло в 1998 году во время Всеевропейского Джазового Мастер-класса в немецком городке Эрфурте, куда меня направили от КГВМУ за успешное обучение. Мне повезло провести 10 дней, обучаясь пению и импровизации у Нормы Уинстон.

— Откуда у Вас любовь к фольклору, этническим традициям?

— С детства, ведь я постоянно слышала пение мамы и иногда бабушки, они пели народные песни, также у нас в семье всегда очень красиво праздновали разные праздники. В нашей семье, так сказать, знают и уважают народные традиции.
Помню, очень любила посещать репетиции хора, где пела мама, она была солисткой и всегда выбирала для себя интересные песни, я любила ей подпевать во время репетиций.

— Как вы думаете, почему в Украине на сегодняшний день больше празднуют св. Валентина, Хелоуин, чем Ивана Купала и т.д?

— Думаю, это момент «раскрутки». Эти праздники сумели адаптировать к молодежному движению и настроениям в целом, сделать их модными, и, честно говоря, я не вижу в этом что-то негативное, но, если задуматься, нам действительно можно уделять больше внимания нашим славянским традициям, у нас есть что праздновать, и все это можно делать так современно и интересно, по-новому, чтобы это не было просто пережитком прошлого.

— Как бы Вы объяснили сегодняшнюю моду на так называемый фолк? Возможно, возвращение к традициям происходит из-за того, что уже ничего нового в музыке сказать не могут?
— В музыке всегда есть что сказать, дело в том, «кто» говорит. В целом мне нравится то, что люди и много музыкантов, все больше в нашей стране обращаются к фольклору, ведь в мире давно существует понятие «World Music», там фолк ценят и не боятся развивать, придавать современное звучание, благодаря чему он и живет. Другое дело профессионализм, свежесть и самобытность идей… Во многих наших украинских музыкальных проектах этого очень не хватает. Очевидно из-за этого и складывается впечатление, что не возможно сказать что-то новое.

— Расскажите о своем знакомстве и работе с Сергеем Табунщиком
— Сергея я знала и уважала как музыканта еще со студенческих лет, ведь он уже тогда был известным джазовым барабанщиком, а я посещала выступления различных джазовых групп, в составе которых часто был Сергей. Для меня стало удивительным подарком наше знакомство в 2002 году и желание Сергея сотрудничать со мной. Тогда, вместе с пианистом и композитором Павлом Шепетой, мы создали первый наш совместный проект под названием «Мечты Козерогов», (мы все втроем козероги), который состоял из моих любимых джазовых стандартов, а также нескольких авторских песен Сергея, одна из них — «Мечты Козерогов» позже вошла как бонус трек к моему альбому «Ой весна, весна…» 2005 года, в котором было представлено современное видение украинских народных песен. Над альбомом мы также работали в тандеме «трех козерогов» — меня, Павла Шепеты и Сергея Табунщика.
-1997 год. „Червона рута”. Как это было? Каким тогда был фестиваль и каким он является сегодня? Что дала Вам победа в нем и что бы она дала сейчас? Расскажите об ощущениях, публику? Изменилась ли публика с тех времен? Что Вы тогда пели?
— На «Червону Руту — 97» я попала благодаря друзьям, которые, услышав мои авторские песни, посоветовали подавать документы на отборочный тур и очень меня поддержали.
Свои песни, на отборочном туре я пела под аккомпанемент замечательной джазовой пианистки, преподавателя эстрадно-джазового отдела — Натальи Лебедевой, и прошла с ними на фестиваль.
Фестиваль тогда был очень масштабным, ярким, с применением всего самого современного на тот момент, с разработкой образов, пошивом костюмов для каждого из участников; для меня это было что-то необыкновенное, сказочное.
Публика тогда была очень заинтересована, ведь это был возможно первый в Украине такой масштабный эксперимент по объединению украинской народной песни с современными, электронными стилями, — хип-хопом, рэпом, трип-хопом, нью-эйдж и т.д. Я стала дипломанткой и это был мой первый, замечательный опыт большой сцены. На фестивале я пела одну из своих авторских песен — «Возьми меня с собой» и две другие, которые для меня написали композиторы «Червоной Руты» — Василий Ткач — песню «Полетели» и Роман Суржа — песню «Комета»на слова украинского поэта-дисидента Василя Стуса, которая потом вошла в сборник «Лучшее» фестиваля  «Червоной Руты — 97».
Прошлая «Червона Рута — 2009» в целом была другой, потому что фестиваль праздновал свое 20-тилетие и кроме конкурса было очень много других концертных мероприятий, куда пригласили победителей прошлых «Рут», и ударение, очевидно, больше ставилось на эти мероприятия, чем на конкурс молодых исполнителей, поэтому публики было не так много во время конкурсных выступлений, как это было в 1997 году.
Я пела народные и авторские песни, которые создал для меня Сергей Табунщик, это — «Между горами расшумелась река» — кант 17 века, «Дивная речь» и песня «А девушка молодая», автор — С. Табунщик, они обязательно войдут в мой второй альбом. С ними я стала победителем, Лауреатом 1-й премии и это дало мне уверенность в том, что то, что я делаю актуально и нужно людям в нашей стране.

— Изучаете ли вы фольклор? Где берете такие редкие песни, из каких источников?
— Да, я очень увлечена нашим фольклором, поэтому всегда радуюсь любой возможности узнать что-то новое, будь-то новый сборник песен или общение с профессионалами-фольклористами и тд.
Много старинных песен, которые вошли в мой репертуар, я нашла в сборниках-песенниках. У меня вошло В привычку — куда бы я не ехала, всегда захожу в книжные магазинчики, чтобы поискать там интересные сборники. Потому что там, благодаря маленьким местным издательствам, можно найти действительно эксклюзивный материал. И то, что я купила в Луцке или Черновцах, невозможно найти в Киеве или других городах. У меня уже целая коллекция.
Также иногда нахожу материал в библиотеках, как, например, повезло найти в Киевской Библиотеке Искусств сборник украинских светских кантов 17-го века. Оттуда в мой репертуар попали «Между горами расшумелась река» и «Голубка».

— Вы выступали со многими музыкантами. С кем понравилось работать больше всего? И с кем бы хотели поработать из музыкантов мировых и отечественных?
— Да, мне действительно везет сотрудничать с очень интересными музыкантами и многих из них я пригласила к записи своего первого альбома. Это такие музыканты как: Сергей Табунщик, Роман Грынькив, Алексей Саранчин, Владимир Шабалтас, Денис Дудко, Виталий Иванов, Родион Иванов и другие. В последнее время много музыки создаем в тандеме с пианистом Алексеем Боголюбовым и Сергеем Табунщиком и мне это очень нравится. Недавно у нас появился проект, в основе которого был дуэт домриста Виктора Соломина и Алексея Боголюбова, но во время репетиций музыканты решили пригласить вокалисток — Катю Чили, меня и Анастасия Друзюк (солистку группы «Домра»), что бы мы попели народные песни. И в этом экспромте вышла хорошая версия песни «Ой ти, місяцю», которую мы пели все втроем. Мне нравится такое сотрудничество и хотелось бы продолжить — кажется это может быть интересным.

Также недавно я сотрудничала с интересным украинским певцом, который начинает свою карьеру, Денисом Повалий. Мы записали украинскую народную песню «Не ходи козаче» на передаче Оксаны Пекун «Фольк-мюзик». И наша версия этой песни выиграла приз зрительских симпатий по результатам СМС-голосования. После этого также появились некоторые идеи относительно сотрудничества с Денисом.
Конечно, у меня тоже есть мечты относительно сотрудничества с музыкантами из других стран, всегда есть много идей, например, мне нравится идея сочетания украинской песни с игрой на редких музыкальных инструментах, характерных для культур других стран, возможно ситар, различные восточные флейты, табла и другие, и для этого мне бы хотелось пригласить оригинальных мастеров игры на этих инструментах.
— Регионы Украины по сравнению со столицей проигрывают в информационном и культурном плане, особенно в музыкальном. Как Вы думаете, что необходимо сделать, чтобы привить большинству хороший музыкальный вкус? Ведь привили большинству так называемый вкус к некачественной попсы, тюремных „шансонье” и т.д.? Засилье плохой музыки делает человека ограниченным, такого не происходит заграницей, как вы думаете, почему? Часто ли Вы ездите с концертами по регионам страны, на каких площадках выступаете?
— Мне приходилось выступать как на больших фестивальных сценах, так и в клубах, в более близком контакте с публикой, и оба варианта мне нравятся, но в регионах мы бываем не так часто как бы хотелось. В некоторых Восточных регионах Украины организаторы спрашивают: не пою ли я на русском языке? Это немного смешно для меня, потому что подразумевается, что украинский язык там не очень воспринимается… Мне интересно — немецкий язык в Германии не очень воспринимается? Или, скажем, французский — во Франции? Я получаю много писем с благодарностью за музыку из России, у меня есть поклонники в Санкт-Петербурге, Москве и других городах и там покупают мои диски и очень хорошо воспринимают украинский язык. Что до развития хорошей профессиональной музыки и прививание хорошего вкуса у большинства людей в нашей стране, здесь каждый ответствен, и каждый, из тех, кто это понимает, должен и может что-то сделать на своем месте и там где он есть, было бы желание… По крайней мере мы, как музыканты, которые болеют за культурное развитие нашей страны, делаем все возможное, — от подбора и написание самобытных, содержательных песен и организации профессионального творческого процесса до концертной деятельности. Также мы открыты к сотрудничеству с благотворительными фондами и с удовольствием примем участие в акциях в поддержку развития нашей культуры.
Осенью 2010 года под руководством Сергея Табунщика начал действовать, так называемый, «Джаз-клуб каждый четверг». Это очень важный шаг, потому что в Киеве, столице, еще до сих пор нет постоянного джаз-клуба, где люди могли бы слушать интересную, качественную музыку. Каждый четверг в Арт-клубе «Киев», который находится в помещении кинотеатра «Киев», проводятся джазовые концерты, в которых принимают участие лучшие украинские коллективы.

— Способность к импровизации важна для музыканта? Если так, то почему, если нет, то тоже почему?
— Так, по моему мнению, не то, что способность, а просто интерес к импровизации — очень важная вещь, движущая сила в становлении музыканта, в становлении его индивидуального образа музыкального общения. Если есть первоначальный интерес к импровизации, можно развить и способности, развить личность и достичь больших результатов. Ведь все наиболее яркие музыканты — это, в первую очередь, большие импровизаторы, не важно в каком стиле, от Джимми Хендрикса, Чарли Паркера, Джона Колтрейна до Мэтью Херберта (аранжировщика Бьорк) и тд.

— Немало музыкальных стилей — это четко отработанные действия, ноты, не кажется ли Вам, что через это не чувствуется индивидуальности музыканта?

— Если у музыканта есть индивидуальность, а это его манера, звук, музыкальные фразы и еще нечто неуловимое…. — его узнают в каком бы стиле он не играл.
— Сегодняшние компьютерные технологии позволяют сделать многое в творческом процессе. Как Вы их используете и что для Вас Интернет? (вопрос важен с точки зрения современной молодежи, которая днями и ночами просиживает в Контакте и других социальных сетях, вместо того чтобы получать из Интернета полезную информацию и просто общаться с друзьями вживую …)
— Интернет для меня никогда не сможет заменить общение с друзьями и коллегами вживую, но действительно в творческом процессе в наше время — это незаменимая вещь. Ведь — это скорость овладения любой полезной информации, а также распространение ее. И эта скорость помогает сохранить много времени для творчества, а также помогает быть объективным в своих творческих действиях. Также — это свобода общения с музыкантами во всем мире, например, благодаря myspace, мы познакомились с музыкантами из разных стран, с их музыкой, с их, часто, совсем другим видением мира. Мы обмениваемся идеями, впечатлениями. Это прекрасно! Это вдохновляет!
— Музыканты — это достаточно мобильная категория творческих людей. Переходя из группы в группу, из проекта в проект не переносят они с собой стиль того или иного коллектива, подсознательно? Если да, то как с этим бороться? Что делаете Вы?
— На моем музыкальном пути, мне, к счастью, не приходилось сотрудничать с проблемными музыкантами, все были достаточно профессиональны чтобы «не переносить с собой стиль того или иного коллектива». Правда мы с моим композитором и музыкальным продюсером Сергеем Табунщиком отдаем предпочтение сотрудничеству с, так сказать, универсальными музыкантами. С теми, которые владеют многими стилями и многими манерами, потому что этого требует тот музыкальный материал, с которым им приходится сталкиваться в нашем проекте. Сергей Табунщик, очень опытный, разносторонний музыкант, в своем видении нашего проекта, применяет много элементов различных музыкальных стилей; это и джазовая гармония, на которую нужно уметь импровизировать и иногда рок, фьюжн, поп звучание, — здесь также нужно быть «в теме» и играть «вкусно», а в последнее время наш проект приобретает еще и электронную окраску, поэтому нашим музыкантам с нами не сладко. Но все они молодцы!
Сергей умеет подбирать музыкантов, прежде чем пригласить кого-то в проект, он тщательно знакомится с особенностями и умениями музыканта, кроме того со многими из наших музыкантов мы играли раньше, в других проектах, поэтому хорошо знакомы с их способностями.
У нас профессиональный подход к репетициям и мне это очень нравится. Сергей, как композитор проекта, расписывает партии каждому инструменту, поэтому недоразумений просто не возникает, в отличие от команд, в которых все объясняется «на пальцах». Художественные моменты мы просто оговариваем и все все понимают. Поэтому за небольшое количество репетиций мы достигаем хорошего результата.
— Не хотели бы Вы поездить по регионам Украины, пообщаться со старожилами, возможно, перенять их фольклорный опыт, ведь именно там клад народного эпоса, который может исчезнуть в любой момент?
— Да, это одно из моих самых больших желаний, особенно после того, как я приняла участие в передаче «Фольк-мюзик», ведь туда приглашают самобытные коллективы из разных регионов с интересными песнями и манерой исполнения. Я просто в восторге, как они смогли сохранить, в наше время, так много самобытного, естественного, такой чистоты…. И мне всегда было интересно такое общение, потому что, те люди, старожилы, — это действительно носители некоторой информации, на которую нам нужно обратить внимание, пока не поздно. Я с удовольствием приняла бы участие в фолк-экспедициях в любой регион.
— Что для Вас важнее: реакция публики во время концерта, реакция критиков и журналистов на страницах газет-журналов, в Интернете?
— Важнее реакция публики во время концерта, потому что в тот момент — это живая реакция, и, или происходит радость от общения и общее наслаждение музыкой, и это сразу становится понятным, или нет, и из этого нужно делать выводы. Также считаю, что стоит обращать внимание на реакцию критиков и журналистов, потому что, хоть это и более субъективно, но позволяет посмотреть на вещи, возможно, с другой стороны.
— Был ли у вас такой концерт, когда Вы чувствовали родство, единство с залом, словно единый организм? Если да, расскажите об ощущениях.
— Как раз недавно, а точнее 8-го декабря в Культурно-Образовательном Центре «Мастер-класс» у меня состоялся именно такой концерт. Мне аккомпанировали замечательные музыканты: Алексей Боголюбов — фортепиано, Максим Гладецкий — контрабас и Сергей Табунщик — ударные. Это был своего рода эксперимент, мы сыграли нашу программу в акустическом варианте и такая реакция зала — это было нечто фантастическое, возможно впервые я почувствовала это, такое единство с публикой. Это для меня такое счастье! Даже сейчас мурашки побежали… Спасибо всем, кто там был!
— Одним из интересных проектов в Вашей творческой биографии был проект «Акустический проект песен Бьорк» 2005 год. Расскажите про этот проект, почему именно Вы выбрали творчество этой неординарной певицы, какая была реакция публики, хотели бы Вы снова сыграть этот проект? Где можно прослушать записи этой работы?
— В свое время, а это период «Червоной Руты — 97», Бьорк очень повлияла на меня и изменила мое отношение к электронной музыке к лучшему. И в один из моментов моих джазовых экспериментов, я поняла, что мне интересно, может ли эта неординарная электронная музыка зазвучать в акустическом варианте, а если может, то как? Так и родилась идея создания этого проекта, ее охотно поддержал Сергей Табунщик, пианист Родион Иванов и контрабасист Валентин Корниенко. И хотя концерт состоялся всего один раз, 8-го января 2005 года, в день моего рождения, и записи не сохранились, есть люди, которые и до сих пор приятно вспоминают этот концерт.
— Хотели бы повторить этот эксперимент? Жаль, что большинство так и не услышала его, ведь это невероятно интересная вещь. Простого исполнения мировых хитов сегодня хватает, а вот пропущенных через призму собственной философии нет и это то, что заставит слушателя немало пересмотреть…

— Обязательно, очень хочу восстановить этот проект, потому что сейчас у нас гораздо больше опыта и это могло бы быть более выкристаллизованым и интересным. Единственное, нужно только найти для этого время…
— Расскажите о работе над Детским проектом 2004 года. Как возникла идея, что было сделано, есть записи и не хотели бы Вы повторить этот проект? Возможно, создать социальный проект для детей, который так необходим украинским детям, вырастающим сегодня на американских мультфильмах и некачественном телевидении?
— Так же как и «Млада — Бьорк Акустик » 2005, «Детский проект» 2004 года, за основу которого были взяты детские песни из известных фильмов и мультфильмов, нёс экспериментальный характер и был сделан больше для взрослых, чем детей, но надо было видеть тех взрослых во время концерта!:) Когда люди услышали песни, на которых они росли, было столько радости, такая волна позитива, пели весь вечер все вместе!
Но и о детях мы также не забываем, именно сейчас задействованы в одном из проектов благотворительного фонда «Приятели детей», и обязательно для них споем, но об этом чуть позже. Также я думаю, что мы будем развивать эту идею и петь для детей в дальнейшем.

— О чем Вы мечтаете? 
Что бы хотели осуществить?

— Моей главной мечтой, наверное, мечта о лучшем будущем для нашей страны, развитие искусства, науки, чтобы люди жили в гармонии и любви.
И так много хочется осуществить! Спеть много замечательной музыки, которая бы дарила радость и согревала сердца.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *